Об утверждении типовых форм экспертного заключения в сфере теплоснабжения

ФАС России опубликовала проект приказа:

«Об утверждении типовых форм экспертного заключения исполнительного органа субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения».

  1. Обоснование необходимости принятия акта

Проект приказа разработан в целях реализации положений:

  • постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075
    «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (в ред. постановлений от 31.12.2021 № 2602, от 10.10.2022 № 1800),
  • а также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331
    «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе».

В настоящее время отсутствуют утвержденные на федеральном уровне типовые формы экспертных заключений, подготавливаемых исполнительными органами субъектов Российской Федерации в рамках установления тарифов в сфере теплоснабжения. Это создает риски неоднородности подходов, правовых разночтений и административных барьеров.

Принятие настоящего приказа направлено на обеспечение единства подходов к подготовке заключений, используемых при тарифном регулировании, и повышение прозрачности механизмов государственного ценообразования в данной сфере.

  1. Цели и задачи проекта приказа

Основными целями проекта являются:

  • утверждение единых типовых форм экспертных заключений;
  • повышение качества, достоверности и сопоставимости выводов органов регулирования субъектов РФ;
  • снижение административной нагрузки за счет унификации документов;
  • обеспечение правовой определенности для регулируемых организаций и потребителей.
  1. Содержание проекта

Проектом приказа предлагается утвердить 11 типовых форм экспертных заключений, охватывающих все методы установления тарифов:

  • на тепловую энергию (мощность) и на теплоноситель;
  • по методам:
    – экономически обоснованных расходов,
    – индексации тарифов (на весь срок и с корректировкой),
    – доходности инвестированного капитала,
    – сравнения аналогов;
  • а также для установления платы за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности для социально значимых потребителей.
  • Утверждаются 11 типовых форм экспертных заключений по методам установления тарифов:

    1. Тепловая энергия (мощность) – метод экономически обоснованных расходов.

    2. Тепловая энергия (мощность) – метод индексации тарифов (на весь срок).

    3. Тепловая энергия (мощность) – метод индексации (при корректировке с 2-го года).

    4. Тепловая энергия (мощность) – метод обеспечения доходности капитала.

    5. Тепловая энергия (мощность) – метод сравнения аналогов.

    6. Теплоноситель – метод экономически обоснованных расходов.

    7. Теплоноситель – метод индексации тарифов (на весь срок).

    8. Теплоноситель – метод индексации (при корректировке с 2-го года).

    9. Теплоноситель – метод обеспечения доходности капитала.

    10. Теплоноситель – метод сравнения аналогов.

    11. Услуги по поддержанию резервной тепловой мощности – для отдельных категорий социально значимых потребителей.

  1. Правовые последствия принятия акта

Принятие приказа позволит:

  • обеспечить единообразное применение тарифных методов всеми субъектами РФ;
  • повысить качество и объективность экспертной оценки;
  • снизить риски правовых споров при утверждении тарифов;
  • облегчить контроль со стороны федеральных органов (в т.ч. ФАС России) за действиями региональных регуляторов.
  1. Финансово-экономические последствия

Принятие приказа не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

Органы исполнительной власти субъектов РФ осуществят переход на новые формы в рамках существующих полномочий и ресурсного обеспечения.

  1. Сроки вступления в силу и действия
  • Вступает в силу: с 1 июля 2025 года;
  • Срок действия: до 1 марта 2029 года, с учетом планового цикла долгосрочного тарифного регулирования.
В соответствии с пунктом 3(1) постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», абзацем вторым пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 10 октября 2022 г. № 1800 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу абзаца пятого подпункта «г» пункта 2 изменений, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. № 2602», абзацем четвертым пункта 28, пунктами 29–29(3) Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения»,
п р и к а з ы в а ю:
1. Утвердить типовую форму экспертного заключения исполнительного органа субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) методом экономически обоснованных расходов (затрат) согласно приложению№ 1 к настоящему приказу.
2. Утвердить типовую форму экспертного заключения исполнительного органа субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) методом индексации установленных тарифов (на весь срок долгосрочного периода регулирования) согласно приложению № 2 к настоящему приказу.
3. Утвердить типовую форму экспертного заключения исполнительного органа субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) методом индексации установленных тарифов (при корректировке тарифов начиная со второго года долгосрочного периода регулирования) согласно приложению№ 3 к настоящему приказу.

С полным текстом проекта можно ознакомиться здесь.

Пояснительная записка доступна здесь.

Фото: Envato Elements

Поделиться ссылкой: