О внесении изменений в методику проведения оценки готовности субъектов электроэнергетики

Министерство энергетики РФ опубликовало приказ:

«Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 18.02.2025 № 168 “О внесении изменений в методику проведения оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утвержденную приказом Минэнерго России от 27 декабря 2017 г. № 1233” (Зарегистрирован 28.02.2025 № 81422)».

Документ вносит значительные коррективы в методику, утвержденную приказом Минэнерго России от 27 декабря 2017 года № 1233. Цель — улучшить систему контроля и мониторинга готовности к отопительному сезону, а также повысить надежность функционирования электроэнергетической системы.

  1. Расчет индекса готовности
  • Введен “Индекс готовности” (ИГ), который оценивает уровень подготовки субъектов электроэнергетики по ключевым показателям.
  • Определены три уровня готовности:
    • “Готов”
    • “Готов с условиями”
    • “Не готов”
  • При расчете индекса используются коэффициенты, отражающие степень выполнения обязательных условий.
  1. Показатели надежного функционирования
  • Введен “Индекс надежного функционирования” (ИНФ), который показывает уровень риска нарушения работы.
  • Оценка проводится для всех объектов электросетевого хозяйства, включая линии с классом напряжения ниже 110 кВ (ранее учитывались только сети высокого напряжения).
  • Оценка включает специализированные индикаторы, такие как:
    • Техническое состояние оборудования
    • Соблюдение графика ремонта
    • Надежность сетей и объектов генерации
  1. Мониторинг и учет рисков
  • Вводится система постоянного мониторинга риска нарушения работы субъектов электроэнергетики.
  • Учитываются данные по аварийным отключениям, ремонту и модернизации оборудования за последние 6 месяцев.
  • Если субъект устранил все замечания за полгода, он получает статус “Готов”.
  1. Процедура согласования с системным оператором
  • Субъект электроэнергетики обязан направлять данные для расчета индекса готовности в Минэнерго и системному оператору.
  • Организации, владеющие Единой энергетической системой (ФСК ЕЭС) и региональные сетевые компании, должны рассмотреть проект в течение 60 рабочих дней.
  • Если в течение этого срока нет ответа, проект автоматически считается согласованным.
  1. Учет критических показателей
  • Введен перечень “особо важных показателей готовности”, при невыполнении которых субъект не может получить статус “Готов”.
  • К ним относятся:
    • Наличие паспорта готовности к отопительному сезону
    • Отсутствие аварийных ремонтов длительностью более 45 суток
    • Соблюдение требований по ремонту и техобслуживанию оборудования
  1. Балльная система оценки
  • Для каждого показателя введена балльная шкала (от 0 до 1):
    • 1 — полное выполнение условия
    • 0,5 — частичное выполнение
    • 0 — невыполнение
  • Если показатель считается “критическим” и его балл равен 0, индекс готовности автоматически снижается до “80 баллов”.
  1. Сроки и порядок представления данных
  • Субъекты электроэнергетики обязаны ежемесячно предоставлять данные по выполнению графика ремонта и технического обслуживания.
  • Отчетный период — с 1 ноября предыдущего года по 1 ноября текущего года.
  • Если субъект не предоставил данные или они оказались недостоверными, Минэнерго вправе аннулировать статус готовности.
  1. Автоматизированная система учета данных
  • Вводится цифровая платформа для мониторинга всех показателей готовности.
  • Системный оператор (АО “СО ЕЭС”) получает доступ к данным в реальном времени.
  • В случае выявления несоответствий субъект обязан устранить их в течение 15 рабочих дней.
  1. Ответственность за недостоверные данные
  • Если по результатам проверки выяснится, что субъект представил ложные данные, он лишается статуса готовности на текущий отопительный сезон.
  • При повторном нарушении субъект может быть лишен лицензии на право осуществления деятельности в сфере электроэнергетики.
  1. Вступление в силу
  • Настоящие изменения вступают в силу с 1 апреля 2025 года.

Ключевые изменения, которых не было раньше:

Ранее Новый порядок 2025
Учитывались только сети с напряжением от 110 кВ Учитываются сети ниже 110 кВ
Оценка раз в год Постоянный мониторинг
Решение о готовности принималось вручную Автоматический расчет по индексу готовности
Ответ системного оператора обязателен При отсутствии ответа за 60 дней проект считается согласованным

✅ В чем суть реформы:

  • Повышение прозрачности
  • Исключение человеческого фактора
  • Защита от аварий в зимний период
  • Цифровизация процесса

🎯 Кто попадает под действие методики:

  • Генерирующие компании (ТЭС, ГЭС, АЭС)
  • Сетевые компании (ФСК ЕЭС, МРСК, ТСО)
  • Региональные теплоэлектростанции
  • Системный оператор

📌 Основной вывод:

Теперь субъекты электроэнергетики обязаны не просто готовиться к зиме, а ежемесячно доказывать свою готовность с помощью цифровых индикаторов.
Если не успели устранить замечания за 6 месяцев — штрафы и потеря лицензии.

 

В соответствии с абзацем сорок восьмым пункта 2 и абзацами девятым и десятым пункта 3 статьи 21, статьей 464 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 г. № 543 «О порядке оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон и проведения мониторинга риска нарушения работы субъектов электроэнергетики в сфере электроэнергетики», пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2024 г. № 1976 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 г. № 543» приказываю:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в методику проведения оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утвержденную приказом Минэнерго России от 27 декабря 2017 г. № 1233[1].
Настоящий приказ вступает в силу с 1 апреля 2025 г.
[1] Зарегистрирован Минюстом России 13 февраля 2018 г., регистрационный № 50026 с изменениями, внесенными приказами Минэнерго России от 12 февраля 2020 г. № 87 (зарегистрирован Минюстом России 19 мая 2020 г., регистрационный № 58377), от 28 июля 2022 г. № 727 (зарегистрирован Минюстом России 27 сентября 2022 г., регистрационный № 70251), от 4 апреля 2023 г. № 217 (зарегистрирован Минюстом России 29 мая 2023 г., регистрационный № 73545), от 19 апреля 2023 г. № 263 (зарегистрирован Минюстом России 15 июня 2023 г., регистрационный № 73849).

С полным текстом проекта можно ознакомиться здесь.

Фото: Envato Elements

Поделиться ссылкой: